- Легенда о башкирских праздниках
- Легенда о рябине
Легенда о башкирских праздникахКогда был создан мир, расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда все необходимое было уже распределено, бог оповестил все народы: «В такой-то день прибудьте получить свои праздники». Каждый народ отправил к богу самых расторопных людей. Явился человек и от башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников. Взяли они их с собой, погрузили на телеги, и пустились в обратный путь. По пути домой у башкира сломалась ось телеги. Что было делать? Нельзя же попросту оставлять на дороге праздники. И вот один за другим передал башкир свои праздники соседям, а сам бросил телегу и отправился дальше верхом на коне. Повсюду начались празднества. Повсюду веселье, смех да песни. И только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям – ибо нет у них никаких праздников. Что делать? Не в силах ничего другого придумать, решили башкиры отправить к богу снова этого человека. Когда тот явился к всевышнему, тот мирно почивал. Даже не взглянув на пришедшего, стал он спрашивать: – Кто такой? – Я из страны башкир. – Я ведь уже раздал, что можно было раздать. А тебе что надобно? – Так и так, о владыка, нету у нас праздников. На обратном пути сломалась у меня телега, вот и раздал я подаренные тобою праздники другим. Невесело в нашей стране. Нужны нам праздники, о владыка! Вскочил Бог с места и сказал так: – Кончились у меня праздники. Если праздники вам очень нужны, приглашайте гостей. Каждый гость принесет с собой свой праздник. С тех пор приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. Пришел гость – значит пришел в дом праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство.
Источник: Легенда о башкирских праздниках [Электронный ресурс] // ProШколу.ru: Интернет-портал: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/Iluza23/file/633190/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 06.12.2019. |
Легенда о рябинеОднажды на усергенов из рода Муйтена напала саранча монгольских племён. Над долинами Яика и Сакмара были у усергенов сторожевые посты и крепости. В них-то и встретили они монголов. Произошло немало жестоких битв. С обеих сторон погибло множество народа. Правда, находившиеся в укрепленной стороне усергены потеряли значительно меньше людей, чем их враги. Между Саракташем и Кувандыком тянется над Сакмаром горный хребет. Там происходили особенно кровавые битвы. «Яутубэ» — «Горою битв» называет народ ту горную гряду. Название это осталось ещё от тех времён. С трудом заняв несколько укреплённых, как крепости, сторожевых постов, монголы остановились на трёх рубежах. «Что делать? Продолжать или дальше сражаться с этим народом? Этих людей невозможно побить на ровном, степном месте. Следует оттеснить их дальше, в глубь лесов и гор, там они сами себя уничтожат», — подумали они — и решили дальше, в чужие леса и горы, не проникать, отрезать усергенов границей яицкого побережья, а самим двигаться на запад. Таким образом, получив на берегах Яика жесточайший отпор со стороны усергенов, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули на юго-запад в сторону Булгарского и Русского государств. Только после того, как побили булгар, монголы вернулись обратно и подчинили себе и башкир. Несмотря на то, что усергены были большим племенем, они не могли бороться собственными силами с громадным войском монгольских воинов, потому и вынуждены были принять их власть. Монголы не очень докучали усергенам своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их самих мобилизовать в свою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами своих земель, принуждали сколачивать войско из усергенов. Вместе с тем усергенским войском направились монголы на север, овладели рязанским княжеством. Видя красоту приокской природы, множество скота на её зелёных долинах, густоту лесов, решили усергены обосноваться в тех местах. Когда в древние времена усергены отправлялись в дальний поход, то грузили в телеги всё добро, забирали жён и детей, всю скотину, загружали своих верблюдов и возили их всюду с собой. На Оку усергены тоже прибыли со всем своим добром, близкими и родными. Поставив дома и юрты на берегах Оки, зажили они мирной жизнью. Родовое древо усергенов — рябина. Потому люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что кровь у них рябиновая, по-башкирски — мишар. Позднее тех, перебравшихся на приокские раздолья усергенов, стали называть мишарами. Часть теперешних Касимовских мишар — усергеновцы. Сегодняшняя речь усергенов и мишаров очень близка. Многие древние слова, обычаи у них — общие. Мишары обычно опускают букву «г», произнося вместо «Гайса» — Айса», вместо «Гайша» — «Айша». Так же разговаривают нынешние усергены. «Равен» (равенка) — начавшее изнутри гнить дерево. Так называют его и мишари, и усергены. У татар такого слова нет.
Источник: Башкирская Легенда о рябине и корни Мишар [Электронный ресурс] // ЯндексДзен: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca386525ec13d00b4401282/bashkirskaia-legenda-o-riabine-i-korni-mishar-5cab7a581274fb00af67b1fb, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 06.12.2019. |