Евреи, йегудим (самоназвание, на иврит), йид, или айид (самоназвание, на идише), народ. Этноним евреи через церковно-славянский язык восходит к греческому эбрайос («еврей»), в свою очередь восходящему к ивритскому иври («перешедший через что-либо»). Как этническое обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму. Русский этноним евреи, как и однокоренные английский Hebrew, французский Hebreu, немецкий Hebraer, относится к книжной библейской традиции. В живом изустном употреблении обычны различные эндо- и экзоэтнонимы, этимологически относящиеся к ивритскому yehudi («иудей, житель Иудеи»), ставшему самоназванием евреев с середины 1-го тысячелетия до нашей эры. Через древнегреческое иудайос, латинское iudaeus образуются русское иудей, русское жид (заимствовано из польского языка; с середины XIX века превратилось в уничижительное или архаичное обозначение евреев — английский Jew, французский Juif, немецкий Jude, польский zyd, арабский яхуд, турецкий чуфут, персидский джухуд и пр.).
Древним самоназванием евреев является йисраэль («израильтяне»), беней-йисраэль («сыновья Израиля»), восходящее к племенному эпониму Йисраэль-Израиль, второму имени Иакова («борющийся с Богом»). Общая численность 13,62 млн. человек: в США 5,835 млн., Израиле (где евреи являются основным населением) свыше 4 млн., Франции 535 тыс., в России 551 тыс. человек, на Украине 487 тыс., в Великобритании 300 тыс., Аргентине 228 тыс., Канаде 325 тыс., Бразилии 150 тыс., ЮАР 120 тыс., Белоруссии 112 тыс.; по несколько десятков тыс. человек живут также в Венгрии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Германии, Молдавии, Иране, Мексике, Австралии, Швейцарии, Румынии, Индии, Турции, Уругвае, Чили; более мелкие группы евреев живут в других странах мира. Перед 2-й мировой войной около 90% евреев относилось к группе ашкеназов (ашкинази, от древнееврейского ашкиназ, Германия) — Европа, центры иммиграции XIX-XX вв. в Северной Америке, Латинской Америке, Южной Африке, Австралии. Сефарды, потомки евреев средневековой Испании, жили на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, Марокко, в небольшом количестве в Западной Европе и Америке. Другие группы: арабоязычные евреи стран ближнего Востока и Северной Африки (с особыми подразделениями евреев тейманим и бавлим); персидские евреи, среди которых выделяется ряд более мелких групп, среднеазиатские евреи; грузинские евреи; крымчаки; курдистанские евреи; итальянские евреи и др. некоторые мелкие периферийные группы (дравидоязычные кочинские евреи в штате Керала, маратхоязычные бениисраэль в штате Махараштра и др.) резко отличаются от основной массы евреев, их еврейское происхождение иногда подвергается сомнению. В ряде стран сохраняются группы потомков евреев, обращённые в другие религии («новые христиане» в Португалии, шуэтас на Балеарских островах, джадиды в Иране и др.). После геноцида евреев во время 2-й мировой войны многие группы стали распадаться и на их основе начали формироваться новые этнические и территориальные общности. Крупнейшая из них — евреи США, к которым примыкают евреи Канады; основную часть их составляют потомки ашкеназов. Ашкеназский компонент доминирует и у евреев России, а также у евреев Европы, Латинской Америки, Южной Африки, Австралии. Евреи Израиля сформировались из потомков различных этнических групп евреев, ашкеназы в их числе составляют почти половину.
Общим языком евреев является иврит (или древнееврейский) семитской ветви афразийской семьи, на котором написан Ветхий Завет (Танах). С середины 1-го тысячелетия до нашей эры иврит пользуется слого-алфавитным так называемым квадратным еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка евреев древнего Израиля до первых веков нашей эры, затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре — на различные еврейские языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах евреев на базе языков окружающих народов. С XIX века начинается общественное движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, которое во второй половине XIX века объединилось с палестинофильским движением. За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов евреев. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным. В среде евреев диаспоры наиболее распространён идиш (буквально «еврейский», еврейско-немецкий, «жаргон») — язык ашкеназов, зародился в Германии в X-XII вв. как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов среднего Рейна (район Майнц-Вормс-Шпейер), с XIV-XV вв.идиш был перенесён еврейскими мигрантами на территорию Речи Посполитой в славянское окружение. Идиш использует квадратное еврейское письмо с XII века, включает диалекты: северо-восточный (Литва, Белоруссия, Восточная Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская области России); центральный (Польша, Западная Галиция); юго-восточный (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. человек накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. Среди других — джудезмо, или жудеоспаньоль (Израиль, Турция, Болгария, Марокко); лугат-аль-йахуд, в прошлом язык евреев арабских стран (сохранился в основном в Израиле); зебони-имрани, на котором говорят евреи Ирана, Афганистана; мелкие еврейские говоры (этнолекты). Наблюдается переход носителей «еврейских языков» на язык окружающих народов или иврит. Разговорный язык около половины евреев — английский, хотя значительная часть англоязычных евреев владеют также ивритом или другим «еврейским языком». Родной язык основной массы евреев России — русский. В разных странах есть группы евреев, говорящие на французском, испанском, португальском, немецком и других языках окружающих народов.
Большинство верующих евреев — иудаисты; у иудаистов этническое и конфессиональное самосознание часто слиты воедино; согласно традиционному взгляду, переход евреев в другую религию был равносилен переходу в другой народ, а принимавшие иудаизм иноверцы считались евреями. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное и реконструкционалистское направления (последние три преимущественно в США), хасидизм (в рамках ортодоксии, включал любавичское, карлинское, брацлавское, сквирское и другие течения), последователи которого (сосредоточены главным образом в США) обладают известным культурным своеобразием.
Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древнееврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до нашей эры) и Давидом (1004-965 до нашей эры) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тысячелетия до нашей эры Танах, или Ветхий Завет Библии.
Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудeйской) Ассирией и Вавилоном в VIII-VI вв. до нашей эры. Завоеватели разрушили Первый храм и увели бульшую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за Ираном. В конце VI века до нашей эры часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии. В период второго древнееврейского Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164-37 до нашей эры) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений I-II вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль, т. е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 нашей эры оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит древний религиозный и юридический памятник — Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), её служитель — раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.
В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), V-XI вв. нашей эры; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала нашей эры до 1492, когда евреи были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центральная Германия, затем Восточная Европа), с X века до первой половины XX века.
В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения евреев Западной Европы с местными народами, отход евреев от ортодоксального иудаизма, языка идиш; распространились смешанные браки. Евреи Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во второй половине XIX века к расширению миграций евреев. Более 2 млн. евреев переселилось в конце XIX — начале XX вв. в Северную Америку; с конца XIX века с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.
В конце XIX — начале XX вв. наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции евреев Европы и Северной Америки наблюдалась также консолидация евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществлённым германским фашизмом, в результате которого погибли 6 млн. евреев. После войны часть еврейского населения европейских, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в США, а также в Палестину, где в 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.
Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.
Основу традиционной социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы). Преобладала малая семья, местами сохранялись пережитки патриархальной большесемейной организации (особенно у восточных групп евреев). С X века евреи перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранилась до середины XX века у евреев некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Брак матри- и неолокальный у ашкеназов, патрилокальный у восточных групп. Бытовал левират (в пережиточной форме). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам евреем считается только рождённый от еврейки.
Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе — местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п.Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.
Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшпил). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.
Евреи Израиля, израильтяне, йисраэлим (самоназвание), основное население Израиля. Более половины составляют потомки неашкеназских этнических групп — сфардим (сефарды); меньшая часть, но более развитая в экономическом и социальном отношении — потомки ашкеназских иммигрантов. Среди верующих есть группы сектантов: самаритяне (несколько сотен человек) и караиты (караимы, около 12 тыс. человек), выходцы из Египта, Ирака и Турции.
Основа хозяйства — промышленность и сельское хозяйство (злаковое земледелие, садоводство, птицеводство). Семейная жизнь регулируется нормами иудаистского права. Характерны киббуцы — сельскохозяйственные общины, основанные на коллективном производстве и практикующие обобществление имущества.
Сельские поселения часто кольцевой планировки, жилище современной европейской конструкции в субтропическом исполнении.
Элементы складывающейся национальной кухни: пирожки (пита), лебен (особый вид ферментированного молока), блюда из тёртых кунжутных и масличных семян (фалафель, хумус и др.).
Происходит формирование израильской бытовой культуры, вобравшей наследие разных этнических групп и испытывающей арабское и американское влияние.
Евреи России. Евреи России — городские жители (98,4%), в сельской местности евреи преимущественно жители пригородов. Наиболее крупные общины в Москве (174,7 тыс. человек) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. человек). На Дальнем Востоке с 1934 существует Еврейская автономная область с центром в городе Биробиджан (8,9 тыс. евреев). Еврейская традиция (галаха) считает евреем рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество евреев по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского «Закона о возвращении», согласно которому каждый человек, у которого дед или бабка были евреями, имеет право на репатриацию в Израиль (их численность на 100-150% больше, чем переписная).
Подавляющее большинство евреев России относится к группе ашкеназов. До Второй мировой войны сохранялось подразделение на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в западных районах современных Брянской, Смоленской областей и на юге Псковской области; украинские евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; польские евреи; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиционной еврейской культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции.
Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к IV-III вв. до нашей эры. С I века до нашей эры евреи селятся в греческих колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве, и на Таманском полуострове. В раннем средневековье евреи — беженцы из этих районов начинают проникать на территорию южнорусских степей, где в VI-VIII вв. складывается государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В X-XIII вв. в Киевской Руси существовали общины славяноязычных евреев (так называемых кенааним), которые были ассимилированы ашкеназами в XVI-XVII вв. В конце XVIII века в западной части России была введена дискриминационная «черта оседлости», за пределами которой жительство евреев (кроме лиц особых категорий) было запрещено.
С первой половины XIX века с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины евреев мира. Евреи составили четвёртый по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном евреи проживали в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце XIX века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении XX века. Дискриминационная государственная политика в еврейском вопросе, погромы (по разным оценкам, в 1881-1921 они унесли от 100 до 250 тыс. жизней евреев) способствовали массовой эмиграции евреев (с 1881 по 1914 — около 1,7 млн. евреев, из них 85% в США).
После отмены «черты оседлости» (1917) и гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки). Еврейские мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения евреев, в 1920-30-е гг. (до 1938-39) развивались общественная жизнь и культура на идиш (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные, партийные институты и т. д.). Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5000-5200 тыс. евреев, т. е. треть еврейского населения мира. Уничтожение евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.
С конца войны в СССР государственная политика в отношении евреев носила дискриминационный характер, с 1950-х гг. антисемитская пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во второй половине1950-х — начале 1960-х гг. возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во второй половине1960-х, особенно с конца 1980-х годов начинается процесс еврейского национального возрождения. Эмиграционный поток из СССР с 1967 привёл к отъезду около 800 тыс. человек; в 1989-95 выехало 600 тыс. евреев.
В декабре 1989 был создан Ваад, конфедерация еврейских организаций и общин СССР, в 1992 Ваад России, куда вошло около 200 различных еврейских организаций. Возникла сеть образовательных, культурных и религиозных центров, научных учреждений, спортивных, женских, молодёжных объединений, развивается еврейская печать.