Цыгане, рома, единственное число ром (самоназвание), народ, живущий во многих странах мира. Цыган называют по-разному: англичане — Gypsies («египтяне»), испанцы — Gitanos, венгры — Ciga’ny — Pharao ne’pek («фараоново племя»), французы — Bohemiens («богемцы») или Tsiganes, итальянцы — Zingari, голландцы — Heidens («язычники»), финны — Mustalainen («чёрные») и др.
Общая численность, по разным оценкам, от 6 до 10 млн. человек (в связи с неполным учётом их действительная численность значительно больше), в том числе в Венгрии — 400 тыс. человек, Словакии — 300 тыс. человек, Чехии — 120 тыс. человек, Румынии — 260 тыс. человек, Болгарии — 220 тыс. человек, Югославии — 120 тыс. человек, Российской Федерации — 153 тыс. человек.
Говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык имеет диалекты. Большинство цыган владеют языком окружающего населения. В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрари, ловари, сэрвы и многие другие.
Верующие цыгане в России — в основном православные, в балканских странах — мусульмане-сунниты, в странах Европы — католики. Распространены также традиционные верования.
Предки цыган покинули Индию, по-видимому, в конце 1-го тысячелетия. Первоначально осели в Передней Азии (на территории Ирана) и в Египте, на восточных окраинах Византийской империи. В начале 2-го тысячелетия продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV-XVI вв. цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее — по Северной Африке, в XIX веке — в Северной и Южной Америке и Австралии. Первоначально доброжелательное отношение к цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время 2-й мировой войны в Европе было уничтожено около 500 тысяч цыган. После войны многие перешли к оседлости. Сложилась цыганская интеллигенция. Развивается цыганское движение, в 1971 создан Всемирный союз цыган при ООН, объединяющий представителей цыганских организаций Европы.
Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин — гадание. У разных групп цыган преобладают различные ремёсла — кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, цыгане внесли существенный вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора.
Цыгане объединяются в кочевые таборы, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения.
Для совместного выполнения какой-либо работы цыгане объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые цыгане, выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.
У кочующих цыган XIX — начала XX вв. была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы. Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.
Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение.
Сохранялись так называемые «роды» (вицы, кхоч, родо), представляющие собой большую 2-3-поколенную семью, название которой обычно происходит от имени реально существовавшего прародителя, иногда — от названия животного, растения, какого-либо предмета или характерной черты его членов. Обычно предпочтительным считается отцовский род, хотя цыгане вправе причислить себя и к роду по материнской линии. «Род» не представляет собой функционирующую в определенном месте группу, члены одного «рода» могут никогда не собираться вместе.
С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. Внутреннее убранство шатра строго регламентировано. «Чистые» предметы — икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар — обычно помещались в углу, противоположном от входа. Женщина обычно не приближалась к нему. В зимний период цыгане снимали жильё у местного населения.
Одежда всегда шилась из покупных тканей, т. к. ткацким делом цыгане не занимались. Традиционная цыганская юбка — несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины — платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове — платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм — шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.
В семье ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно.
Национальные традиционные праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо); густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо — рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко).