Данный раздел находится в разработке
Пословицы | |
Загадки | |
Поговорки | |
Сказки | |
Легенды | |
Предания |
Таджикистанское народное творчество поражает своим богатством и жанровым разнообразием. Здесь вы встретите разные по наполнению песни, четырехстрочные стихотворения – рубаи, сказания о героях, детские сказки, поговорки и пословицы, юмористические истории. Например, цикл песен эпического содержания под названием «Гуругли» воспроизводились в сопровождении народного таджикского инструмента дутара. Народные певцы и сказатели всегда пользовались немалым уважением и были очень популярны. Существует множество своеобразных сборников сказок таджикского народа. Один из самых любимых героев – Мушфики – сатирический персонаж, который боролся за восстановление прав трудящихся и освобождения от феодального всевластия. По легенде, в качестве прообраза был взят таджикский поэт Мушфики, который жил ближе к концу 16 столетия.
Литературное наследие таджикского народа берет своё начало в древнейших героических эпосах племён, живших на этой территории. Один из центральных героев Рустам встречается также в литературных памятниках согдиев, которые проживали на этой территории ещё в начале нашей эры. Эти героические образы перешли в классическую литературу таджиков, как в прозу, так и в поэзию, ещё 10-11 столетий назад, когда она только появлялась, в период царствования Самонаидов.
Только в 19 столетии началась активная фиксация всех текстов устного народного творчества. В основном велась работа по древним источникам и источникам периода Средних Веков. Несмотря на то, что больная их часть – это памятники иранские и персидско-таджикские, они полностью отражают процесс становления и развития фольклора народов Таджикистана.
Исходя из имеющегося материала, можно установить, что фольклорное творчество народов иранской группы в начале нашей эры развивалось в направлении создания мифов и легенд и произведений, описывающих героические поступки.
10 веков до середины первого тысячелетия новой эры большая часть фольклора ориентировалась на исторический фон. Уже тогда в произведениях прослеживаются идеи о всеобщем равноправии и хорошем справедливом главе государства, превращая их в первые социальные утопии. Увеличивается жанровое разнообразие, появляются притчи, чомы (предания в стихотворной форме). VII-VIII столетие характеризуется затуханием литературы на тюркских языках. Но устное творчество не остановилось в своём развитии. В следующие 2 столетия фольклор стал своеобразным подталкивающим фактором для создания более классических произведений таджикской литературы. Многие из известных поэтов и писателей (например, Абу Абдаллах Рудаки), жившие в конце IX – начале X века, источники для вдохновения и образцы творчества находили именно там.
СПИСОК РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ МБУ «МИБС»
-
Дочь падишаха и богатырь : таджикская народная сказка : [для младшего школьного возраста] / [обработка К Улуг-заде] ; художник О. Зотов. — Москва : Малыш, 1972. — [24] с. : цв. ил.
-
Истины : изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов / сост. М. Фазылов ; пер. Наума Гребнева. — Москва : Наука, 1968. — 320 с.
-
Караван мудрости : народные изречения и пословицы Средней Азии / с рисунками Виталия Стацинского ; в переводе Наума Гребнева. — Москва : Детская литература, 1965. — 76, [3] с. : ил.
-
Таджикские народные сказки / перевод Клавдии Улуг-Заде. — Москва : Детская литература, 1964. — 155, [3] с. : ил.
-
Таджикские народные сказки : [перевод с таджикского] / составление и обработка Раджаба Амонова. — Душанбе : Ирфон, 1972. — 303, [1] с. : ил.
-
Таджикские народные сказки : перевод с таджикского / Институт языка и литературы Академии наук Таджикской ССР ; составление и обработка Р. Амонов и К. Улуг-заде. — Сталинабад : Таджикгосиздат, 1957. — 477, [2] с., [12] л. ил. : вкл. л., ил.
-
Фольклор и этнография : [сборник] / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; [ответственный редактор Б. Н. Путилов]. — Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 254, [2] с. : ил.