Башкирский фольклор

Пословицы

Загадки

Поговорки

Сказки

Легенды

Предания

 

Башкирский фольклор распространен не только в Башкирии, но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской области, в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Республике Саха, Тюменской области и в ряде стран СНГ.
По составу родов и жанров башкирский фольклор во многом сходен с фольклором других, в частности, тюркских народов. В то же время есть в нем много отличительных особенностей. Одним из древнейших жанров башкирского фольклора считаются кубаиры-эпосы, которые бывают сюжетными и бессюжетными. Сюжетные кубаиры представляют собой эпические поэмы, а бессюжетные — оды, поэтические насихаты — дидактические стихи. Хронологические границы кубаиров-эпосов охватывают период начиная с времен разложения первобытного родового общества до эпохи позднего феодализма.
Наиболее древними кубаирами являются всемирно известный «Урал-батыр», а также «Акбузат». По своей тематике кубаиры-эпосы делятся на героические и бытовые. К первой относятся уже названные кубаиры-эпосы, кроме того эпосы о межплеменных усобицах («Алпамыша», «Кусяк-бий»), о борьбе против татаро-монгольского ига («Идукай и Мурадым», «Таргын и Кужак», «Ек-мэргэн», «Мэргэн и Маян»), о борьбе с иноземными захватчиками и против колонизации («Карас и Акша», «Карахакал», «Батырша», «Юлай и Салават»); ко второй — мифологические и связанные с культом животных («Заятуляк и Хыухылыу», «Акхак-кула», «Кара юрга», «Конгур-буга»), о дружбе и единстве родов и народов, о любовных и семейных отношениях («Куз-Курпяс», «Алдар и Зугра», «Юсуф и Зулайха», «Тагир и Зугра», «Последняя песня», «Байрамбикэ и Татлыбай»). В кубаирах-одах восхваляется красота родного края, который олицетворяется в образах Урал-Тау, Яика и Агидели, воспеваются подвиги легендарных батыров (Мурадыма, Акшана, Сукана, Суры, Салавата и др.). А в кубаирах-насихатах раскрывается морально-этическое кредо башкир. Песни башкир по жанровым признакам делятся на лиро-эпические, лирические и такмаки. По тематике башкирской песни образуют две большие группы — исторические и бытовые, имеющие свои внутренние подгруппы. В исторических песнях нашла отражение история башкир: память о Золотой Орде («Золотая Орда»), о ханах-завоевателях («Буягым-хан и Акхак-Тимер»), борьба против колонизации края («Карахакал», «Салават-батыр», «Салават и Пугачев»), участие в Отечественной войне 1812 («Вторая Армия», «Кахым-туря», «Кутузов», «Любизар» и т.д.), о кантонных начальниках («Кулуй-кантон», «Кагарман-кантон», «Абдулла-ахун» и т.д.), о беглецах-борцах за социальную справедливость («Буранбай», «Ялан-Яркай», «Бииш-батыр», «Газибак-Насыр» и т.д.), об армейской жизни и пограничной (линейной) службе («Армия», «Карпат», «Перовский», «Циолковский», «Акмасет», «Сыр-Дарья», «Порт-Артур» и т.д.). Многие исторические песни пронизаны идеей дружбы народов, Большого Отечества. Широк и разнообразен тематический диапазон бытовых песен и такмаков (вроде частушек). Самым молодым поэтическим жанром считается баит, примыкающий, с одной стороны, к песням с эпическим содержанием, с другой — к преданиям, лирическим песням. В отличие от песен баиты не имеют определенной мелодии, прикрепленной к одному тексту. Они обычно слагаются по поводу несчастных случаев и носят характер элегии, но бывают также сатирические и типа оды. Близки к баитам в жанровом отношении, а также по форме исполнения мунажаты, стихи с религиозным содержанием и воспевающие загробную жизнь. Баиты пользуются ограниченным количеством мелодий.
Устную народную прозу в башкирском фольклоре представляют акияты (сказки), легенды, риваяты (предания), хурафати хикая-былички, хэтирэ (сказы и устные рассказы), а также кулямасы-анекдоты. Башк. сказки как самостоятельный вид народной прозы (кархуз) включают в себя сказки о животных, волшебные и бытовые, которым в свою очередь присущи внутрижанровые разновидности. Легенды и предания имеют установку на этиологию и преподносятся как повествование подлинных историй, хотя первые зиждутся на фантастическом вымысле, последние представляют собой рассказы реалистического характера. Репертуар легенд восполняется за счет рассказов о встречах с демоническими силами (ен-ведьмами, шайтанами, эйэ-хозяевами дома, водоемов т.д.; шурале, пярий, албасты, бисура); риваяты же — за счет хэтирэ-воспоминаний, потерявших свое «авторство». Кулямасы относятся к малым юмористическим жанрам. Среди подобных жанров выделяются еще насихаты (притчи), басни-миниатюры и лакапы. По пафосу кумалясы тяготеют к сатирическим сказкам, насихаты — к новеллистическим, басни — к сказкам о животных, лакапы представляют собой разговорно-фольк. клише, образующее локальный афоризм, связанный с определенной анекдотической ситуацией. Кроме сатирических сказок и малых юмористических форм, в башкирском фольклоре бытуют кульдурук (небылицы) и ымхындырык (докучные сказки). Афористические жанры в башкирском фольклоре представляют макал (пословицы), айтем (строфы, состоящие из нескольких пословиц), тапкыр хуз (поговорки), а также йомак, табышмак (загадки). Корни мн. традиционных образов, мотивов и сюжетов уходят в мифологию. А по мифологическому представлению предков башкир горы, реки, деревья, небесные тела, природные явления — живые существа, человекоподобны (антропоморфизм) либо звероподобны (зооморфизм). По башкирской мифологии мир состоит из трех ярусов: небесного, наземного и подземного (подводного). Каждый из них населяют определенные мифические существа, которые по характеру отношения к человеку классифицируются как злые, добрые и беззлобные. Особым обилием образов и мотивов, связанных с мифологией (анимизмом, тотемизмом, верой в магическую силу слова и определенных действий), отличается обрядовый фольклор. Этот фольклор башкир делится на календарный и семейно-бытовой, которые отражают быт, трудовой опыт, заботу о здоровье, обновление поколений, обеспечение хозяйственного благополучия.
Большим разнообразием и обилием красок отличается палитра фольклора, связанного с семейно-бытовым, в частности, свадебным обрядом, который у башкир представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая ступень — бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда «жених» в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а «невеста» может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба — никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар (калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни. Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.
В башкирском фольклоре прослеживается двоеверие — сочетание языческих обычаев с канонами ислама. Особенно сильно было влияние ислама в погребальных обрядах. В современных условиях в башкирском фольклоре просматриваются четыре тенденции: бытование традиционных жанров; возрождение старинного песенного репертуара и творчества сэсэнов; рост интереса к национальному обряду, к народным праздникам; развитие художественной самодеятельности.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ МБУ «МИБС»
  • Гуля-голубок [Текст] : песенки, прибаутки и считалки народов Прикамья : [для дошкольного возраста] / пересказал Л. Кузьмин ; [художник А. Елисеев]. — Москва : Малыш, 1986. — 39, [2] с.

  • Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии [Текст] : с приложением двенадцати башкирских сказок и одной мещерякской : сборник Д. К. Зеленина / [сост. подгот. текста, послесл., коммент. Т. Г. Берегулёва-Дмитриева ; худож. О. Г. Дмитриева]. — Москва : Правда, 1991. — 543, [1] с.

  • Мельница у семи озер [Текст] : башкирские народные сказки / пересказал Антон Иванов ; [художник В. Дувидов]. — Москва : Малыш, 1989. — 22, [2] с.

  • О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве [Текст]. Вып. 2 / Башкирский государственный университет имени 40-летия Октября ; [редколлегия: Зимина Г. А. и др.]. — Уфа : Издательство Башкирского государственного университета, 1972. — 331, [1] с.

  • Эпические жанры устного народного творчества [Текст] / [под редакцией А. Н. Киреева] ; Башкирский государственный университет имени 40-летия Октября. — Уфа : [б. и.], 1969. — 289, [2] с.