Телеуты, теленгеттер, паяттар, татарлар (самоназвание), народ в России (численность 3 тыс. человек), большинство (около 2,5 тыс.) живут в сельской местности и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Небольшие группы — в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края и Шебалинском районе Республики Алтай. Основные этнографические группы в XIX веке — бачатская, томская, алтайская, чумышская. Говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Письменность на русской графической основе. Большинство верующих телеутов — православные. Значительная часть придерживается традиционных представлений.
Древнейшие предки телеутов — племена группы теле эпохи древних тюрков, к которым восходит этническое имя народа телеутов. В русских источниках телеуты («белые калмыки») впервые упоминаются в 1601.
На территории расселения телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов горно-степной зоны и пеших охотников таёжно-степной зоны.
Под русским влиянием с XVII века среди коренного населения стали развиваться специфические формы оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. В XVII — первой половине XVIII веках для основной массы телеутов ведущей отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство. Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши). Под влиянием русских крестьян многие телеуты стали заниматься пасечным пчеловодством. Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины.
Наиболее распространённой формой семьи у телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.
Тип поселений телеутов середины XIX-XX вв. стационарный. Преобладала уличная планировка. В XIX — начале XX вв. характерными типами жилищ были постоянные каркасные наземные постройки конического типа из жердей и коры или берёсты; постоянные полуподземные жилища прямоугольного типа — каркасные или срубные — полуземлянки (высотой 1,5-2 м, с плоской или двускатной самцовой крышей); жилища по образцу русских крестьянских домов — большие четырёх-пятистенные избы или избы на две стопы (две каморы, разделявшиеся холодными или тёплыми сенями) с двух- или четырёхскатными крышами.
Комплекс традиционной мужской одежды к началу XX века почти не сохранился, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, тёплый стёганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь без голенищ и подошвы (чарык) бытовали вплоть до 1960-х годов. Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда — стёганый халат и шубы.
Головные уборы — шапки конической формы из стёганой материи с обшитым бархатом отворотом и кистью на макушке и зимние шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой, а также покупные ситцевые и шёлковые платки ярких цветов. Женщины носили накосные украшения, серьги из меди или серебра, кольца, перстни, браслеты, броши. Традиционная женская одежда в значительной мере используется до настоящего времени.
Традиционная пища телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса и молока. Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства. До настоящего времени распространены традиционные блюда — тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом — овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади. Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка — аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.
Существенное место в духовной культуре телеутов занимает фольклор. Наиболее монументальный жанр фольклора телеутов — героический эпос («Алтай Куучун», «Козийка и Баян-Слу» и др.). Исполнителями эпических произведений были сказители — «кайчы». Распространены исторические предания, освещающие события времён телеутско-джунгарских войн, и пр.
Многообразен музыкальный фольклор: исторические, обрядовые, плясовые песни, весенние игры с пением — табыр. Ритуальный фольклор включает благопожелания (алкыш), связанные с семейно-бытовыми (свадебными, родильными и пр.) обрядами. Древнейший жанр устного творчества, восходящий к древнетюркской эпохе, — похоронные плачи (сыгыт). Произведениями культового фольклора являются шаманские заклинания, обращения к семейным и родовым охранителям.