Казахский фольклор

Данный раздел находится в разработке

Пословицы
Загадки
Поговорки
Сказки
Легенды
Предания

Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.

Они глубоко патриотичны в своём содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.

Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.

Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся «Жар-жар» — проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны девушек, так и со стороны парней — сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня «Сынсу» — прощание с родным очагом — исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня «Беташар» для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке.

«Жоктау» — плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.

Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста, из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись.

Единение народа — главная цель всех героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в «Кобланды», Акжунус в «Ер-Таргыне», наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности, лишения, но в конце концов выходят победителями.

Лирико-эпические поэмы «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш — Баян-Сулу» сходны между собой по содержанию, по иллюстрации к эпосу «Кыз-Жибек» (А. Дузельханов, 1988) теме и развёртыванию событий, для их жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в поэме «Айман-Шолпан» все явления жизни и быта тогдашнего казахского общества изображаются реально, без особой гиперболичности.

В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.

Будто белый сокол, она
На перчатке ловчей была.
Несомненной красотой,
Словно утренний снег бела.

Так воспевается красота девушки в поэме «Камбар и Назым».

Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические, генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше — острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников.

Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.

Выдающимся памятником устного народного творчества является «Кырык отирик» — «сорок небылиц», не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споёт сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц.

Распространителями и популяризаторами народного творчества в прошлом были:

  • жыршы — сказитель, который мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший феноменальной памятью, талантом актера «театра одного исполнителя», пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии эпических поэм «О сорока батырах» — памятника устного народного творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде Национальной Академии наук Казахстана;
  • анши — певец, достигший высоты исполнительного мастерства на народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак, Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву — выдающемуся казахскому певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие сценического воплощения и высокого профессионального мастерства песни как «Агаш аяк», «Жалгыз арша», «Смет», «Уш дос» на Всемирных выставках в Париже (1925 ), во Франкфурте-на-Майне (1927);
  • акын — певец, обладающий искусством импровизации.

Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов — поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.

Большой популярностью среди народа пользовался среди народа великий казахский акын Жамбыл (1846-1945).

СПИСОК РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ МБУ «МИБС»

  • Историко-культурное взаимодействие народов Сибири : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора А. И. Чудоякова / Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Кузбасская государственная педагогическая академия ; [под ред. И. В. Шенцова, Д. М. Токмашева]. — Новокузнецк : КузГПА, 2008. — 461 с.

  • Казахские народные сказки : в 3 т. Т. 3 / [под общей редакцией В. М. Сидельникова]. — Алма-Ата : Жазушы, 1971. — 302, [1] с.

  • Казахские сказки : сборник. Т. 3 / [художники Ю. П. Мингазитинов, Ю. С. Детинкин] ; составление и редакция В. М. Сидельников . — Алма-Ата : Казахское государственное издательство художественной литературы, 1964. — 430 с.

  • Кобланды-батыр : казахский героический эпос / Академия наук СССР, Институт мировой литературы имени А. М. Горького, Академия наук Казахской ССР, Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова ; [составители, авторы исследования и комментариев, перевод Н. В. Кидайш-Покровская, О. А. Нурмагамбетова]. — Москва : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975. — 444, [2] с.

  • Кыз-Жибек : казахская народная лиро-эпическая поэма / пер. Льва Пеньковского ; худ. Евгений Сидоркин. — Москва : Художественная литература, 1975. — 135, [1] с.

  • Мудрый Жиренше и красавица Карашаш : казахская сказка : [для старшего дошкольного возраста] / рис. А. Кошкин ; пересказал Б. Ряховский. — Москва : Детская литература, 1989. — [16] с.

  • Птица счастья : казахские народные сказки для детей / [составитель У. Турманжанов]. — Алма-Ата : Жазушы, 1965. — 94, [2] с.

  • Чудесный сад : казахские народные сказки / собрал и пересказал Евгений Малюга ; [рисунки В. Власова]. — Ленинград : Детская литература, 1970. — 237, [3] с.