Молдавский фольклор

Данный раздел находится в разработке

Пословицы
Загадки
Поговорки
Сказки
Легенды
Предания

Богат и разнообразен по жанрам, ярок и самобытен молдавский фольклор.

«Народная мудрость» – так дословно переводится этот термин, введённый в XIX веке английским учёным Томсом. И верно, устное народное творчество, то есть песни, инструментальные мелодии, танцы, сказки, предания, поговорки кристаллизуют и передают из века в век и ум, и душу народа. Авторы произведений народного искусства неизвестны, так как в момент возникновения ни стихи, ни музыка, ни пластический рисунок танца не записывались, а передавались из уст в уста, от человека к человеку, от исполнителя к исполнителю, нередко шлифуясь, обогащаясь, видоизменяясь и приобретая вариации. Так, например, баллада «Миорица», широко известная у нас в варианте, записанном, обработанном и опубликованном Василе Александри в 1850 г., имеет сотни версий (в ХХ веке известный румынский фольклорист А. Фоки собрал и записал 702 (!) различающихся текста «Миорицы»). При этом для фольклора любого этноса характерны особые, присущие именно ему черты. Молдавскую музыку не спутаешь ни с какой другой, хотя народное музыкальное творчество, возникшее в глубокой древности (причитания, обрядовые песни, новогодние колинды) либо в более поздний период (городской романс, например) многогранно и разнообразно. Особое место в молдавской музыке занимают дойны – лирические песни, состоящие из двух частей — медленной и быстрой. Появившись в раннее средневековье как пастушеские, они начинались с протяжной жалобы пастуха, а вторая часть дойны – танцевального характера, выражала радость по поводу возвращения отары домой, так утверждают исследователи. Чебанская тематика дойн расширилась еще в XVII в., когда возникли гайдуцкие дойны (рассказывающие о борьбе с османскими завоевателями и угнетателями-феодалами), появились любовные (de iubire), колыбельные (de leagăn), застольные (de păhar), похоронные и т.д. дойны. До наших дней дошли дойны вокальные, которые можно петь без музыкального сопровождения. Инструментальные, исполняемые сольно на флуере, чимпое, нае, скрипке и других музыкальных инструментах или целым тарафом – оркестром, состоящим из скрипачей, кобзарей, цимбалистов и т. д. Все они отличаются богатством ладовой основы и ритмической свободой, в дойне всегда есть место импровизации.

Ладовую переменность музыковеды называют особенностью молдавской музыки. Но если дойны с первых нот звучат печально, а заканчиваются жизнерадостно, то в других молдавских народных произведениях более распространён мажоро-минор, то есть мелодия начинается в мажоре и кончается в миноре.

Когда возникли тарафы – оркестры молдавских народных инструментов?

Документально подтверждено, что в придворных празднествах они участвовали уже в XVII веке. А лэутары – певцы и музыканты, бродившие от селения к селению, ночевавшие в лесах и долинах, появились, конечно же, гораздо раньше. В средневековье они начали объединяться в цеха. Слово «лэутар» происходит от названия старинного лютневидного музыкального инструмента «лэута», хотя в обозримом прошлом лэутары владели скрипкой, цимбалами, флуером, кобзой, виолончелью, контрабасом и т.д. В Кишинёве в начале XIX века был свой лэутарский цех. И, как свидетельствуют воспоминания живших тогда людей, их творчество ценилось аристократами – в доме боярина Варфоломея, например, был постоянный оркестр лэутаров. Кроме народных песен и танцев, репертуар лэутаров включал сложные для исполнения – виртуозные пьесы и фантазии программного характера (пример – «Чокырлия»). Легендарного лэутара Барбу Лэутару высоко оценил Ф. Лист, хотя ни он, ни другие народные музыканты не владели даже азами музыкальной грамоты. Их музыка – некий ритуал, сложившийся в течение многих веков, где каждая нотка, как цветок в орнаменте. И в то же время они играют без строгих рамок и от души. Сегодня исполнители фольклора получают глубокое музыкальное образование, но только те становятся истинными народными музыкантами, у кого эти принципы в крови.

Молдавская танцевальная музыка и сами танцы тоже чрезвычайно самобытны — живые, динамичные и зажигательные. Даже медленная хора, в которой танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи, исполняется и в быстром варианте. Благодаря профессиональному исполнению молдавских народных танцев ансамблем «Жок», они стали широко известны в мире. Но народные танцы в Молдове исполняются не только на сцене. Без них не обходится ни свадьба, ни кумэтрия, ни массовое гуляние на площади – как в селе, так и в столице.

СПИСОК РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ МБУ «МИБС»

  • Важдаев В.М.     Пэкалэ и Тындалэ : по мотивам молдавских сказок : [для старшего дошкольного возраста] / Виктор Важдаев ; рисунки А. Кокорина. — Москва : Малыш, 1977. — 24, [2] с.

  • Дафин-богатырь : молдавская народная сказка / обработ. Гр. Ботезату ; [пер. с молд. Л. Щетининой]. — Кишинев : Лумина, 1973. — 27 с.

  • Молдавские народные сказки : [для среднего и старшего школьного возраста] / обработка Гр. Ботезату ; [художник Л. Домнин]. — Кишинев : Лумина, 1973. — 399, [1] с.

  • Победители драконов : [молдавские сказки:пер.с молд.] / [худож.Б.Башкирова]. — Рига : Ассоциация XXI, 1993. — 201,[4]с.