Армяне

Армяне, хай (самоназвание), наро, основное население Армении. Принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной расы. Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи. Делится на западные и восточные диалекты с поддиалектами и говорами. У армян СССР распространён также русский язык. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне — главным образом христиане монофиситы, небольшая часть армян в зарубежных странах — армяно-католики, католики и протестанты.

Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9-6 вв. до н. э. В 6 в. до н. э. в древне-персидских текстах упоминается «страна Армина» (древне-греческий — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность.

Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В условиях сложившихся в Армении рабовладельческих, а затем феодальных отношений и государства, при непрерывной борьбе армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность. В 301 приняли христианство. Армянский алфавит, созданный в 405-406 гг., употребляется почти без изменений до сих пор. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этническое самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами армян. В результате массовых переселений и выселений армян. из Армении в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (7 в.) и нашествий сельджуков (11 в.) эмиграция армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В 11-14 вв. увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и др., в начале 17 в. — в Иране. В начале 18 в. много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В России армянские колонии существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе, в устье Дона. В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения. Присоединение Восточной Армении к России в 1805-1828 гг. способствовало развитию капиталистических отношений и консолидации армян в нацию (к концу 19 в.). До 1-й мировой войны большая часть армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи — около 1,5 млн. человек, остальные — в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915-1916 гг. османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тыс. человек нашли убежище в пределах России.

Основная масса армян на исконной этнической территории в 19 — начале 20 вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремёсел развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство. В советское время ремесленники объединены в артели.

Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), часто опирающимся на внутренней столбовой каркас, с дымоходом в центре. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В последней трети 19 в. в деревню проникают городские виды построек — полутора или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине 20 в. в Армении преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с её стей членов. Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.

Армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. В годы Советской власти в Армении сельское хозяйство было направлено преимущественно на развитие виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства. Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов. Полностью изменился облик крупнейших из них — столицы Еревана, Ленинакана, Кировакана, а также многих небольших городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала — туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.